Французское издание Peloton Mag про белорусский велоспорт

Французское издание Peloton Mag выпустило в воскресенье огромный материал про белорусский велоспорт. Выкладываем максимально близкий к оригиналу перевод текста.

Версия на французском ->

ВСТУПЛЕНИЕ

Беларусь получила независимость в 1991 году, а в начале 2000-х на велосипедных трассах появилось много сильных гонщиков из этой страны. И если раньше стране не хватало серьезной велосипедной структуры, то все изменилось с появлением велоклуба «Минск». Peloton Mag постарается рассказать о ситуации с велоспортом в Беларуси, заручившись комментариями Евгения Гутаровича (бывший профессиональный гонщик), Евгения Ахраменко (гонщик сборной Беларуси), Анны Терех (женский велоклуб «Минск») и Кирилла Клименкова (журналист TUT.BY). В завершение материала мы расскажем вам о Данииле Туруке — 18-летнем таланте из Беларуси, который тренируется сейчас в Испании.

Самые популярные виды спорта в Беларуси — хоккей, футбол и биатлон. В то же время страна может похвастаться сильными велогонщиками, появившимися в последние 20 лет. Представителем этого поколения является Евгений Гутарович, который шесть лет выступал за клубы Мирового тура. Сейчас на этом уровне гоняются Василий Кириенко и Александр Рябушенко. До недавного времени к ним можно было прибавлять и Константина Сивцова, но он сдал положительную допинг-пробу на ЭПО. Это был первый случай в мужском шоссейном велоспорте Беларуси. Еще два гонщика выступают за про-континентальные клубы — Илья Кошевой и Андрей Красильников. Есть сильные гонщики и в единственной команде страны — велоклубе «Минск»: Бронислав Самойлов, Сергей Попок, Станислав Божков и выигравший в прошлом году чемпионат Николай Шумов. Главным лицом женского велоспорта является Алена Омелюсик. Прибавьте к ней опытную Татьяну Шаракову и молодых Анну Терех, Ксению Тугай и Анастасию Дедикову.

«Велоспорт не то, чтобы очень сильно развит у нас, но при этом мы имеем таких гонщиков, как Василий Кириенко, Алена Омелюсик и Татьяна Шаракова», — резюмирует Анна Терех.

ЧАСТЬ 1. РАЗВИТИЕ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

Евгений Гутарович начал заниматься велоспортом 23 года назад, когда уровень развития этого вида спорта не мог сравниться с сегодняшним днем.

«Тогда мы тренировались в шерстяных велотрусах на допотопных велосипедах. Ничего общего с тем, что велосипедисты имеют сейчас. Невероятно, как все изменилось. Речь не только о командах и гонках, но и о возможности готовиться в других странах. Когда я начинал свою карьеру, всего этого не было», — делится воспоминаниями Евгений Гутарович.

Первый белорусский шоссейный велоклуб провел свою дебютную гонку в 2015 году. Среди его создателей были известные в прошлом велогонщики — Наталья Цилинская и Александр Кучинский. А с 2017 года появилась и женская команда. В первый сезон за мужской клуб выступал еще не завершивший карьеру Кучинский. Также «Минск» подписал Сергея Попка, Андрея Красильникова и Станислава Божкова. В 2015 году в активе команды было 7 побед, а в 2016 уже 12. В 2017 команду пополняет друг и бывший одноклубник Кучинского россиянин Эдуард Ворганов, выступавший до этого за «Катюшу». Он стал вторым иностранцем в «Минске». В этом сезоне за клуб выступает Бронислав Самойлов, гонявшийся ранее за «Мовистар» и «Квикстеп». Он уже четырежды праздновал победу в этом году.

Сегодня Евгений Гутарович является советником велоклуба «Минск». Он делится своим опытом, помогает команде в подборе молодых гонщиков и занимается поиском спонсоров. Он считает, что клуб играет большую роль в развитии велоспорта.

«До появления команды у нас почти ничего не было. Были только маленькие велошколы, которые пытались обучать гонщиков, но ничего более — никакой выстроенной структуры. Сейчас же мы имеем целый клуб, в котором люди выполняют большую работу. Команда выступает везде: в Европе, в Китае и других азиатских странах. Это дает большую возможность для белорусских гонщиков перейти в профессиональные клубы. Благодаря велоклубу «Минск» велоспорт становится популярным в стране».

В столице проживает 1,9 млн человек из 9,5 млн населения страны. Впрочем, название команды не означает, что за него выступают только гонщики из Минска.

«Да, клуб носит имя столицы, но из Минска в нем только несколько человек. В городе есть хорошая инфраструктура, финансовые возможности, проводятся гонки и велопарады, но хорошие гонщики есть и в других местах. Нынешние чемпионы Божков и Омелюсик, а также Кириенко, Самойлов, Сивцов родились в небольших по меркам Минска городах. Ребята оттуда очень мотивированы, а уровень подготовки молодых гонщиков находится на хорошем уровне», — считает Кирилл Клименков.

«Велоспорт хорошо развит и в других городах, поэтому там много талантливых парней и девушек», — утверждает Евгений Ахраменко.

Уже долгое время важное значение для Беларуси имеет трековый велоспорт.

«Почти все профессиональные шоссейники вышли с трека. Но только не я:)», — отмечает Евгений Гутарович.

Наталья Цилинская выигрывала чемпионат мира восемь раз и занимает седьмое место в рейтинге самых титулованных женщин.

«Раньше у нас было много титулов, но не было трека. Он открылся в 2008 году», — сказал Гутарович.

Трек построили в декабре-2008. Он помог многим молодым белорусам. На последнем чемпионате мира Евгений Королек выиграл золото в скрэтче.

«Думаю, шоссе у нас немного популярнее. К примеру, золото Кириенко на чемпионате мира по шоссе имело больший резонанс, чем его титул на чемпионате мира по треку. Но и трек тоже достаточно популярен, он очень близок к шоссейным гонкам», — считает Кирилл Клименков.

ЧАСТЬ 2. ГРАН-ПРИ МИНСКА-2018

Практически одновременно с созданием велоклуба «Минск» в Беларуси стали проводиться гонки категории 1.2 — «Гран-при Минска» и «Кубок Минска».

«Для команды очень важно организовывать такие гонки. Это показывает, что у нас есть хорошая структура, которая улучшается с каждым годом. Это здорово для всех: для белорусов, для команды, для велоспорта», — считает Евгений Гутарович.

На «Гран-при Минска» всегда побеждали белорусские гонщики, но в этот раз еще за несколько километров до финиша все шло к тому, что гонку выиграет поляк Руткевич. За день до этого его одноклубник Мацей Патерски вырвал победу у Бронислава Самойлова, а теперь у Марека Руткевича было всё, чтобы принести «Вибатеку» дубль. Но, внезапно, случилась большая неожиданность: Руткевич замедлился, начав оглядываться и ждать кого-то. Вдруг за ним показался Николай Шумов из «Минска». Руткевич дождался его, ускорился и довез до финиша. Спринт легко выиграл Шумов. Вскоре вышло интервью с поляком на Rowery.org, где он объяснил мотивацию своего поступка.

«Из-за отмены гонок в Польше мы остались без стартов в эти выходные. Бронислав Самойлов предложил нам стартовать в Минске и мы решили сделать им подарок. В субботу выиграл Мацей Патерски, а в воскресенье решили сделать наоборот. Я увидел, что Шумов едет сзади и решил подождать его, но это не была взятка — просто помощь», — сказал Руткевич.

Впрочем, в велоклубе «Минск» отрицают, что гонка носила договорной характер.

«Я следил за гонкой и обсуждал ее с Николаем Шумовым. Думаю, он добился победы сам, ничего ни у кого не забирал. Он не сидел за машиной и не делал ничего в этом духе — все было видно. Слышал разные версии, что поляк продал или подарил победу, но это все неправда. Руткевич ничего никому не дарил и не продавал. Это невозможно. Просто Шумов очень быстрый и смог догнать поляка, а Руткевич не был уверен в своих силах. Говорят, в любительском велоспорте есть мафия, но это не тот случай. Единственное, чего я не понял, так это почему он так сильно оборачивался в концовке. Думаю, Руткевич просто выдохся, но его решения в тот момент были не лучшими», — считает Гутарович.

Мнение Гутаровича не разделяет занявший в этой гонке третье место Евгений Ахраменко. Он очень зол.

«Я считаю, что это позор для велоспорта. Это недопустимо ни в нашем, ни в любом другом виде спорта. Должна быть борьба за победу, а не ее продажа. Поляк должен был выиграть, но ему указали, что победа должна достаться белорусу. Первым должен быть тот, кто сильнее, а не тот, кто организует гонку. Жаль, UCI не занялась этим делом», — написал Ахраменко

Своими мыслями о гонке поделился и журналист Кирилл Клименков.

«До последнего километра это был лучший «Гран-при Минска» в истории. Три предыдущих гонки были довольно предсказуемыми и завершались массовым финишем, но в этот раз «Гран-при» был действительно очень интересным. К сожалению, последний километр сделал гонку худшей из четырех. Произошедшее было огромным неуважением к болельщикам и другим гонщикам. Впрочем, все равно важно отметить, что белорусы выступили очень хорошо. Даже без финишной истории они могли бы финишировать на втором, третьем и четвертом местах», — считает он.

ЧАСТЬ 3. СПОРНОЕ ТРЕНЕРСТВО

Евгений Ахраменко был стажером велоклуба «Минск» в конце 2017 года. Несмотря на неплохой уровень, ему не предложили контракт на следующий сезон.

«Как я понял, мне не удалось оправдать ожидания спортивного директора Александра Кучинского. У меня нет предложения и на следующий сезон, но если такая возможность представится, я подпишу контракт», — сказал Ахраменко.

Похоже, у Евгения не сложились отношения с Александром Кучинским, но стоит отметить, что он критично воспринимает уровень белорусских тренеров в целом.

«Наша главная проблема в тренерах, которые считают, что после распада СССР у гонщиков нет никаких оправданий и ведут себя по отношению к ним соответствующим образом», — делится своим мнением Ахраменко.

«Женя из тех, кто не боится рассказывать о проблемах велоспорта и знает их изнутри, так что его словам можно верить. На мой взгляд, одна из причин заключается в том, что манера поведения многих тренеров не изменилась с СССР. Я говорю не о качестве тренировок, а об отношении к спортсменам. Времена изменились. В 2018 году нельзя вести себя с гонщиками так же, как в 1978», — считает Кирилл Клименков.

Александр Кучинский в 2015 году был двойным лидером клуба. Он оставался гонщиком и при этом по сути был менеджером команды. На чемпионате Беларуси-2015 Кучинский занял второе место. Опередивший его Андрей Красильников вскоре был исключен из команды за то, что отказался отдавать ему победу.

«Давайте не забывать, что Кучинский сильно помог команде в момент ее создания. Он был одной из ключевых фигур. Представьте, как приятно было молодым спортсменам получать звонки от гонщика Мирового тура, который лично набирал состав и приглашал гонщиков в свою команду. Кучинский сделал очень многое для появления команды. Безусловно, он заслуживает огромного уважения за это. Что касается ситуации на чемпионате-2015, то это одно из решений, с которым я не согласен. Я был на этой гонке и видел все своими глазами. Первые минуты после финиша, когда на Андрея накинулись, были каким-то сюрреализмом. Жаль, что команда подобным образом лишилась Красильникова, которого я считаю интересной личностью и профессионалом. Впрочем, нельзя не отметить, что в следующие недели после гонки ни одна, ни другая сторона не сделали достаточно для решения конфликта», — написал Кирилл Клименков.

В конце года Красильников перешел в американскую команду «Холовеско». А о ситуации на чемпионате он рассказал сайту velo-club.net.

«За день до гонки у нас было собрание. Установка была четкой — не важно, кто выиграет, главное, чтобы это был гонщик «Минска». Но в конце гонки все внезапно поменялось. Я ехал с минутным отрывом над Кучинским и Ильей Кошевым — на тот момент гонщиком «Лампре». Мне поступил приказ остановиться и ждать Кучинского. Я же решил, что в интересах команды будет лучше, если я продолжу атаковать. Так мне удастся гарантировать победу команде. Если бы я решил ждать преследователей, то такой гарантии у «Минска» не было бы. Думаю, основная причина была в том, что Кучинский, являясь по сути менеджером команды, продолжал быть ее гонщиком. Все это привело к конфликту интересов — его личных, как гонщика, и командных, как менеджера», — рассказал о ситуации Красильников.

Если в общении с другими гонщиками такой проблемы не было, то у Анны Терех, похоже, нет свободы с выражением своего мнения относительно сложных тем. В частности, она так и не смогла ответить нам, планирует ли она обеспечивать свою жизнь велоспортом. Поэтому интересоваться про зарплаты нам пришлось у журналиста.

«Насколько я знаю, гонщики в «Минске» получают неплохую зарплату для континентального уровня. Конечно, она не идет ни в какое сравнение с окладами хоккеистов и футболистов, но в целом это чуть выше средней зарплаты по стране. Возможно, девушки получают меньше, но я не знаю об этом наверняка. Что касается конкретно Анны Терех, то она хорошо проявила себя в последнее время, чтобы иметь неплохое резюме для иностранных клубов. Если вдруг условия в «Минске» ее не устроят, Анна может однажды попробовать себя в европейских командах. Это может быть неплохим вариантом для нее в будущем», — считает Кирилл Клименков.

ЧАСТЬ 4. «МИНСК» ПОЛУЧИТ ЛИЦЕНЗИЮ ПРО-КОНТИ?

Несмотря на проблемы, перечисленные в предыдущих частях, «Минск» — ключевая структура для развития велоспорта в стране. Евгений Гутарович сказал, что у команды есть амбиции получить про-континентальную перед сезоном-2019.

«Я слышал, что команда может стать про-конти. Скрестим пальцы, но пока еще нет твердой определенности», — сказал Гутарович.

Он также подтвердил, что если UCI одобрит заявку клуба в качестве про-континентальной команды, то он может стать полноценным тренером клуба.

«Если «Минск» получит про-конти лицензию, то ему нужен будет спортивный директор с большим опытом. Клуб уже обсуждал со мной вхождение в тренерский штаб на постоянной основе. Еще ничего не ясно, но мы продолжаем обсуждать это», — заявил Гутарович.

Многие про-континентальные команды прекращают свое существование, освобождая места, поэтому переход на этот уровень выглядит вполне вероятным. Правда, клубу нужно увеличивать число гонщиков, так как 12 явно недостаточно. Кирилл Клименков оценивает такую возможность не очень высоко.

«Да, я слышал, что клуб хочет стать про-континентальным уже в 2019. Но такие разговоры ходили и в прошлом году. И в позапрошлом тоже. Конечно, это стало бы существенным шагом вперед, но я думаю, что получить лицензию уже к сезону-2019 будет крайне сложно. Возможно, поможет объединение с другой командой», — считает Кирилл Клименков.

ЧАСТЬ 5. ВАСИЛИЙ КИРИЕНКО

В возрасте 37 лет Василий Кириенко — номер 1 белорусского велоспорта. С 2013 года он выступает за «Скай», где является примером безустанного грегари, который всегда готов тащить за собой пелотон на протяжении многих километров. В 2015 году он выиграл чемпионат мира по велоспорту. На французских форумах он часто характеризуется, как не самый дружелюбный гонщик и неулыбчивый человек.

«Василий всемя крутит и никогда не улыбается», — вот, что можно прочитать про него в соцсетях. Поэтому мы попросили Евгения Гутаровича, Даниила Турука и Кирилла Клименкова рассказать, правда ли Кириенко такой. Тем более, его одноклубники говорят полностью противоположные вещи. Они считают Кириенко приятным и легким в общении.

«Он очень хороший гонщик, и в то же время добрый человек. Кириенко выглядит серьезным, потому что профессионально относится к своей работе», — согласен с ними Даниил Турук

«Он очень порядочный и честный человек. И он умеет улыбаться», — делится своими впечатлениями хорошо знающий Кириенко лично Евгений Гутарович.

«В обычной жизни Василий очень веселый. Он часто шутит. Я также слышал, что он хороший отец и муж. Видно, что семья играет для Кириенко важную роль, ведь он потерял родителей в раннем возрасте», — сказал Кирилл Клименков.

При этом на велосипеде Кириенко не так часто улыбается.

«Это его образ жизни. Велоспорт — его работа. В этом Кириенко не видит ничего веселого, поэтому он серьезен и сфокусирован. Такого его видение велоспорта», — считает Гутарович.

«Во время интервью Василий очень спокоен. Он тщательно подбирает слова, при этом говорит то, что думает, даже если это плохо для него», — резюмировал Кирилл Клименков.

ЧАСТЬ 6. ВОСПОМИНАНИЯ ЕВГЕНИЯ ГУТАРОВИЧА

Евгений Гутарович покинул Беларусь в 18 лет и всю карьеру выступал за французские клубы — Roubaix Lille Métropole, FDJ, AG2R и Fortunéo.

Почему я провел все эти годы во Франции? Я больше спринтер, чем горняк. Во Франции больше гонок, подходящих моему профилю. Первая команда, за которую я выступал, находилась в Труа. В ней уже гонялись два белоруса, включая Александра Усова. В 2000 году, когда я выступал на чемпионате мира в Плуа, они посоветовали обратить на меня внимание своих руководителей. Так меня взяли в команду. Я приехал во Францию и начал учить язык. После этого у меня не было ни одной причины покинуть страну. Тем более, у меня всегда были предложения от французских клубов. Я понимал структуру и систему. Не было смысла куда-то уезжать.

Мое худшее воспоминание? Это был Гран-при Ренна в 2008 году. Мы начали гонку в велотрусах и майках с короткими рукавами. Была неплохая погода — 16-18 градусов. А потом, когда мы уже проехали какое-то количество километров, небеса стали закрываться черными, черными тучами. Началось сумасшествие! Дождь лил, как из ведра. Гонщики падали на обочину, мотоциклы останавливались. Это была настоящая бойня! В какой-то момент температура упала до отметки, когда крутить педали было практически невозможно. Механики дали мне батончики, а потом прямиком после финиша затащили в душ, потому что сам я не мог ничего делать. Да, это определенное худшее воспоминание в моей карьере.

Лучший момент? Для всех самые приятные моменты — победы. Любой велогонщик будет помнить об этих днях. Также я не забуду финиш последнего этапа «Тур де Франс» на Елисейских полях. Это просто незабываемое ощущение.

Почему я решил закончить карьеру в 33 года? Было много факторов, подтолкнувших меня к этому решению. Я сломал ключицу, а ведь этого у меня за 22 года не было ни одного перелома. Так что я начал задавать себе вопросы. Потом было сложно найти согласие с Ману Юбером. Он не выставлял меня, всегда что-то предлагал, но к согласию мы так и не пришли. Начинал понимать, что гонки даются сложнее, я становлюсь менее эффективным, особенно в спринте. Пожалуй, я был менее мотивирован. Мне не хотелось занимать чье-то место, в тот момент, когда уже не удавалось показывать хороший результат. Дело не в деньгах. Если я уже не получаю удовольствие, то зачем забирать место у гонщика, которые будут соревноваться с большими удовольствием, страстью и мотивацией.

Я люблю говорить о белорусском велоспорте, который сильно на меня повлиял. Я посвятил тренировкам большую часть своей жизни и с удовольствием делюсь своими ощущениями и делаю что-то для развития своего любимого вида спорта.

ЧАСТЬ 7. ПРОФАЙЛ ДАНИИЛА ТУРУКА

18-летний Даниил Турук — одна из главных надежд белорусского велоспорта. Он показывает хорошие результаты на юниорском уровне. Его менеджер Алехандро Фустер рассказал о своем молодом подопечном.

Даниил Турук родился 20 февраля 2000 года в Барановичах — городе с населением в 180 000 человек. В возрасте 5 лет он переехал в более крупный Брест, где проживает 350 000 человек, а велоспорт имеет более важное значение. В 7 лет он пошел в секцию. Его отец предпочитал ездить на велосипеде в свое удовольствие, но Даниил хотел принимать участие в соревнованиях. Он смотрел велоспорт по телевидению и следил за подвигами своего кумира — Кристофера Фрума.

В 2017 он проехал несколько гонок в Европе за свою сборную, где обратил на себя внимание Алехандро Фустера, который предложил присмотреться к гонщику Доми Сифуэнтеса, директора клуба Аранако. Вскоре Даниил Турук начал выступать за эту команду. Это было смелым решением, ведь ранее клуб делал ставку только на местных гонщиков, а белорус не говорил на испанском.

Год прошел между Испанией, где он гонялся и понемногу учил язык, и Брестом, где Даниил учился в университете. Сезон начался для него хорошо. Алехандро очень гордится им.

«Пока все идет отлично. Даниил прилетел в Испанию и выиграл свою первую же гонку, а потом мог одержать еще несколько побед. Но куда важнее, что он показал себя невероятной личностью: в общении, командной работе и готовности обучаться. Я считаю, что это фундаментальные основы для молодого гонщика», — сказал Фустер.

«Это очень хорошая команда с отличными гонщиками» — Даниил Турук также доволен клубом.

Теперь Алехандро Фустер занят поисками команды на следующий сезон.

«Думаю, Даниил обладает большим потенциалом, потому что помимо качеств спортсмена он дисциплинирован и готов обучаться, слушая других. Именно поэтому я ищу ему клуб для продолжения прогресса. Если он продолжит работать, а здоровье останется на том же высоком уровне, то Даниил станет хорошим профессиональным гонщиком в будущем», — уверен Фустер.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *